Правда ли, что фулфилмент-операторы не работают с маленькими интернет-магазинами? Имеет ли смысл обращаться в фулфилмент-центр, если у вас не более 15 заказов 15 в день? Существуют ли подрядчики, которые обеспечивают доставку продуктов питания? Константин Калинин, коммерческий директор компании «Бета ПРО», отвечает на эти и другие вопросы о централизованной доставке заказов покупателям интернет-магазинов.
– Фулфилмент в России – довольно молодая услуга. Этот рынок можно смело назвать «живым», так как до конца он еще не сформировался. Конечно, основной «костяк» компаний, которые влияют на развитие отрасли, определился, но в целом рынок всё еще меняется. На сегодняшний день крупных фулфилмент-операторов не более десяти, плюс около сорока компаний второго эшелона.
– Что входит в их услуги?
– В стандартный комплект услуг фулфилмент-центра входят: работа с поставщиками, приемка товара; маркировка, ответственное хранение, комплектация под заказ, упаковка с соблюдением стандартов курьерских служб и «Почты России», тарификация, подготовка сопроводительных документов, сдача отправлений в службы доставки, обработка наложенного платежа, работа с возвратами. В зависимости от потребности клиентов, набор услуг может меняться.
– Какие модели ценообразования приняты на рынке фулфилмент-услуг? За что и сколько платят клиенты?
– Существует два основных подхода к ценообразованию. Первый – это пакетный (или flat-тариф). Тот случай, когда клиент хочет получить простую и понятную систему тарификации. Правило ценообразования тут простое: одна цена за весь комплекс услуг. Удобство в том, что очень просто оценить свои затраты на фулфилмент. Клиенту нужно знать всего две цифры – количество заказов за период времени и собственно стоимость самого тарифа. Но и минусы у данного подхода тоже имеются. Нужно четко контролировать основные параметры – оборачиваемость, процент возвратов, сторонних отгрузок. В противном случае может пострадать как клиент, начав переплачивать, так и фулфилмент-оператор в случае, если количество отгрузок падает, а количество хранимого товара остается на прежнем уровне.
Второй вариант – это пооперационная тарификация. Это тот случай, когда тарифицируется каждый факт движения товара. Положили товар на полку – посчитали, сняли – посчитали. Плюсы: клиент платит только за то, что имело место быть на самом деле. Минусы: сложность для клиента усвоения всего объема тарифицируемых действий. Ведь видов операций – множество.
Что касается стоимости услуг, то на нее влияет много факторов. Основные – это весогабаритные характеристики, ширина и глубина ассортимента, тип товара. В среднем, если говорить грубо, стоимость услуг фулфилмент-оператора «на круг» за одно отправление начинается от 60 рублей.
– С какими категориями товаров работают фулфилмент-операторы? Есть ли сложные категории, с которыми вы не работаете?
– На своем складе мы храним всевозможный товар: от лака для ногтей и светодиодов до автозапчастей и предметов мебели. С чем мы не работаем – это товары, запрещенные законом, горючие и взрывоопасные материалы, а также товары, требующие особых условий хранения (например, продукты питания). Как правило, подобными товарными категориями занимаются специализированные центры.
– Сколько заказов в день должно быть у интернет-магазина, чтобы ему имело смысл передавать их фулфилмент-оператору?
– На сегодняшний день мы способны предложить качественный сервис и приемлемый уровень цен как крупному бизнесу, так и небольшим интернет-магазинам. Если у нашего потенциального клиента есть 15 (и больше) заказов в день, он смело может обращаться к нам.
– Целесообразно ли использовать фулфилмент для микробизнеса? Насколько перспективный сегмент представляют многочисленные «малые» интернет-магазины?
– Понятие «фулфилмент» состоит из множества аспектов или, если хотите, из большого набора услуг. И, в зависимости от этапа развития интернет-магазина, те или иные услуги фулфилмент-оператора могут быть востребованы. Если говорить конкретно, то при объеме до 10 заказов в день интернет-магазин может использовать собственный «фулфилмент в кладовке». Упаковать 10 заказов можно самостоятельно. В этом случае фулфилмент-оператор может выполнить функцию логистического оператора, предоставив интернет-магазину исключительно сервис по тарификации и доставке отправления заказчику.
С ростом количества заказов актуальность передачи всего процесса фулфилмента на аутсорсинг возрастает по причинам, о которых мы говорили выше. Хотя и для таких магазинов у нас есть готовые решения.
Публикуется в сокращении. Полная версия статьи доступна подписчикам номера.