От ниши — к «портрету»: чему практикующие психологи и коучи могут научиться у землекопов и художников

by Маркетолог

Каждый год наши ВУЗы выпускают на рынок тысячи психологов, профессиональные школы и академии коучинга – сотни коучей; попробовать себя в этих сферах решает бессчетное количество самоучек. Многие из них еще «не оперились», но с горящими глазами рвутся на передовую. Итог: рынок переполнен предложениями, выделиться на фоне тысяч своих коллег и найти незанятую нишу не так-то просто. Но попробовать можно. Начать стоит с двух практических маркетинговых инструментов.

Даниил Пищалкин, эксперт по продвижению психологов и коучей в социальных сетях

Даниил Пищалкин,
эксперт по продвижению психологов и коучей
в социальных сетях

«Нишевание»

Большинство известных мне психологов и коучей пытаются продавать свои услуги, при этом работая для всех подряд. Да, психотерапевт продает сессии психотерапии, коуч продает коуч-сессии, гипнотерапевт продает сессии гипноза. Но разница лишь в названии инструментов. А клиентам инструменты не нужны вообще. Им нужны эксперты в решении их конкретных проблем и задач.

Представьте себе, что вы хотите выкопать на даче погреб для хранения заготовок из овощей. Для этого вы ищете через интернет-бригаду землекопов. И находите две команды, которые работают в вашем районе.

У первой бригады есть очень красивые лопаты, и они готовы копать любые ямы под любые задачи, ведь у них чудесные инструменты. Вторая бригада выкопала больше 50 погребов на дачах у ваших соседей, и они  это подтвердили. Эта бригада в тонкостях понимает, как соорудить правильный погреб, и обладает авторской методикой. К кому вы скорее захотите обратиться?

Как перестать мыслить «инструментально» и начать оценивать свое предложение с точки зрения потребителя? Для этого каждый практикующий специалист может задать себе четыре вопроса:

  • С какими запросами ко мне чаще всего обращаются клиенты?
  • Какие «боли» и проблемы своих клиентов я могу эффективней всего решать?
  • В решении каких «болей» и проблем моих клиентов у меня есть больше всего опыта?
  • В какой сфере я могу показывать личный пример преодоления той или иной проблемы?

Попробуйте ответить на эти вопросы, и вы будете лучше понимать, в чем именно вы сможете быть полезными своим клиентам.

Портрет идеального клиента

Как только мы очертили свою форму, можем приступить к «прорисовке» нашего клиента. Чуть выше мы уже это начали делать, теперь давайте детализировать.

Попробуем описать конкретного человека, который станет собирательным образом всей нашей целевой аудитории:

  1. Как его зовут? Каково его семейное положение? Сколько ему лет? Есть ли у него дети, каков род его деятельности?
  2. Какие проблемы, страхи и боли есть у этого человека?
  3. Какие у него желания, мечты и цели?

У меня, например, есть такой клиент:

  1. Виктория, 33 года, занимается психологической практикой, состоит в браке, мама одного ребенка.
  2. Стабильности в заработке у нее нет – то густо, то пусто. Часто посещает мысль: «А может, это не мое?». Виктория не любит себя продавать, потому что считает продажи неэтичным занятием. Боится так и «зависнуть» на своем уровне. Родственники не всегда понимают ее стремление, могут намекать на работу по найму.
  3. Виктория хочет стабильно и много зарабатывать, занимаясь любимым делом.

Хочет путешествовать по миру. Хочет дать своему ребенку самое лучшее. Хочет искренне помогать людям. Хочет славы и признания среди коллег и клиентов.

Теперь вы четко понимаете, кому адресуете свои статьи, видео, книги, прямые эфиры и собственно услуги. Это намного легче делать, когда вы обращаетесь к конкретному человеку, разбирая его конкретные боли и проблемы. В таком случае ваше предложение попадает точно в цель.

Чем вы точнее и конкретней, тем дороже вы стоите, тем больше вы отдыхаете, тем чаще радуетесь выбранной профессии. Но главное – не бойтесь ошибиться, бойтесь не сделать!

Также читайте: