Поисковый трафик ‒ важнейший источник читателей для информационных проектов. Его можно привлекать, улучшая контент, а можно ‒ следя за «здоровьем» сайта, улучшая метаданные и представление сайта в поиске. Для этого контрибьютер выпуска предлагает использовать удобный чек-лист. С помощью которого можно общаться с веб-мастерами и сео-специалистами, а также расширять собственные знания.
Денис Фитеров,
руководитель студии Batobiz Group

1. Анализ домена сайта, url-страниц и внедрение ЧПУ url
Для продвижения сайта в России рекомендуем доменную зону «.ru». При этом, в идеале, домен должен быть второго уровня, например «site.ru». У сайта должна быть правильная вложенность разделов, или категорий, от корня, и человекоподобные адреса страницы (ЧПУ), написанные транслитом.
2. Поиск и устранение дублей страниц, текстов, тегов и мета-тегов
Дубль – это повторение информации в рамках вашего сайта (или других интернет-ресурсов). Вам необходимо проверить весь сайт на предмет повторяющейся информации. Несколько одинаковых страниц одного и того же наполнения не помогут, а помешают поисковому продвижению.
Содержание основных тегов и метатегов страниц (title, description, keywords, h1, h2 и других) также не должно повторяться.
3. Поиск копий вашего сайта в интернете
При наличии полных дублей у сайта могут наблюдаться проблемы с индексацией и общее падение рейтинга в поисковых системах. Поэтому необходимо проверить: нет ли в индексе технических копий сайта (которые забыли удалить разработчики), не скопировал ли кто-то ваш сайт или отдельную страницу.
4. Анализ и корректная настройка файла robots.txt
Файл robots.txt (он же индексный файл) дает поисковым роботам указания, какие страницы вашего сайта стоит сканировать и размещать в поисковой выдаче, а какие – нет. Если robots.txt не настроен, та информация, которая должна быть скрыта от посторонних глаз (например, страница администратора), может попасть в общедоступную выдачу.
5. Проверка правильности кодов ответов страниц сайта
Справка: основные коды ответа:
200
Страница существует. Всё отлично.
404
Страница не существует или удалена, ее необходимо закрыть от индексации в файле robots.txt.
301, 302
Запрошенный ресурс или страница перенесена с помощью редиректа.
5XX
Сервер не в состоянии завершить обработку запроса. Проблему необходимо решать обращением к администратору хостинга. Ошибок сервера быть не должно.
6. Анализ и настройка sitemap.xml
Данный файл еще называют «картой сайта». С помощью него поисковые системы узнают о новых страницах на сайте или изменении старых, и приступают к индексации.
7. Проверка страниц сайта на распределение ключевых слов, «переспам», грамматику
«Переспам» (переоптимизация сайта) – это слишком частое употребление одного слова или фразы в контенте страницы. Этого следует избегать так же, как и грамматических и орфографических ошибок в тексте.
8. Поиск «битых» (уже несуществующих) ссылок, картинок
Битые ссылки могут появляться по разным причинам. Например, при удалении страниц или файлов на сайте в каких-то из оставшихся разделов сайта могут остаться ссылки на удаленный документ. Кроме того, битые ссылки могут появиться при размещении ссылки на сторонний сайт, если нужная страница на нем была удалена.
9. Установить канонические страницы
Нередко на сайтах встречаются страницы, доступные по нескольким URL. Это могут быть страницы с пагинацией (разделением на подстраницы) или разные страницы с похожим контентом (например, версии для мобильных устройств и компьютеров). В таких случаях поисковая система будет считать один URL каноническим и предпочтительным, а остальные – его копиями. В целях поисковой оптимизации следует сообщить поисковой системе, какой именно URL является каноническим. Для этого для страниц с параметрами в URL веб-мастер может создать атрибут rel=canonical с указанием предпочитаемого адреса.
Проверка — теми же средствами, что в пункте №8.
10. Анализ навигации сайта, «хлебных крошек», внутренних ссылок
11. Анализ индексации сайта в разбивке по поисковым системам
Сколько страниц вашего сайта видит поисковая система «Яндекс»? А сколько Google? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, проведите проверку индексирования сайта через панель «Яндекс.Вебмастера» и Google Search Console.
12. Есть ли на сайте циклические ссылки?
Циклические ссылки – это ссылки, которые ведут сами на себя, и на оптимизированном сайте их быть не должно.
14. Используются ли в URL заглавные буквы?
Редирект — это автоматическая переадресация пользователя на URL, который отличается от запрошенного им изначально. Если он реализован правильно, он не мешает ни пользователю, ни поисковым системам. Неправильно выставленные редиректы мoгут вoзникнуть в пpoцecce переработки cтpуктуpы caйтa, и от ниx cтoит избaвитьcя.
14. Используются ли в URL заглавные буквы?
15. Убедитесь, что в верстке страниц сайта нет ошибок
Чтобы найти релевантный контент, поисковые системы должны разобрать (спарсить) HTML код на ваших страницах. Если он содержит ошибки, поисковые роботы могут не найти контента.
16. Внедрена ли у вас микроразметка?
Чтобы лучше разобраться в контенте сайта, поисковому алгоритму нужны подсказки. Их дает семантическая разметка, или микроразметка. Вы наверняка видели ее в поисковой выдаче: улучшает внешний вид сайта, делает сниппеты красивее, полезнее, информативнее и интереснее для интернет-пользователя.
17. Внедрена ли у вас Open Graph-разметка?
Каждому, кто делится публикациями в социальных сетях и мессенджерах, иногда приходилось сталкиваться с проблемой некрасивого оформления поста: подхватывается или только заголовок, или первая попавшаяся картинка со страницы. Если эта проблема актуальна и для вашего сайта, решить ее можно с помощью внедрения разметки Open Graph. Она позволяет настроить отображение анонса страницы сайта в социальной сети (в нашем случае – категорий и страниц конкретных товаров) именно так, как мы этого хотим.
18. Сайт должен быстро загружаться
Чтобы улучшить качество взаимодействия с пользователем и повысить позиции в поисковой выдаче, сайт должен загружаться менее чем за две секунды для удовлетворительного взаимодействия с пользователем – и в десктопной, и в мобильной версиях. Чем короче время загрузки, тем лучше.
19. Хороша ли мобильная версия сайта?
У сайта должен быть адаптивный дизайн, мобильная версия или динамическая верстка в рамках одного домена. 60% и более трафика для информационных ресурсов приходит со смартфонов. Нужно улучшать мобильную версию и пользоваться решениями поисковиков для представления информационных сайтов в мобильном поиске.
20. Используется ли на сайте атрибут rel=alternate?
Эта рекомендация актуальна для сайтов с мобильной версией, расположенной на отдельном домене или поддомене.
21. Достаточно ли высока «кроссбраузерность»?
22. Выдерживает ли ваш сервер нагрузку?
Нагрузка – параметр, который показывает уровень расхода ресурсов сервера при функционировании сайта. Превышение допустимой нагрузки чревато нестабильной работой ресурса, медленной загрузкой страниц и ухудшением позиций в поисковиках.
23. Нет ли на сайте вредоносного кода и вирусов?
24. Сколько весят ваши документы?
Общая рекомендация: документы, представленные на сайте, должны весить не больше 10 МБ.
25. Оптимизация html-кода
Обязательно проверьте, как выглядит сайт с отключенными JavaScript скриптами.
На этот раз – пока всё! В следующей публикации мы поговорим об оптимизации контента. Оказывается, и в этой области, где пиарщики и копирайтеры традиционно сильны, можно сделать много интересного и полезного для поисковой оптимизации.