25 вопросов для SEO-оптимизатора

by Маркетолог

Поисковый трафик ‒ важнейший источник читателей для информационных проектов. Его можно привлекать, улучшая контент, а можно ‒ следя за «здоровьем» сайта, улучшая метаданные и представление сайта в поиске. Для этого контрибьютер выпуска предлагает использовать удобный чек-лист. С помощью которого можно общаться с веб-мастерами и сео-специалистами, а также расширять собственные знания.

Денис Фитеров,
руководитель студии Batobiz Group

1. Анализ домена сайта, url-страниц и внедрение ЧПУ url

Для продвижения сайта в России рекомендуем доменную зону «.ru». При этом, в идеале, домен должен быть второго уровня, например «site.ru». У сайта должна быть правильная вложенность разделов, или категорий, от корня, и человекоподобные адреса страницы (ЧПУ), написанные транслитом.

Пример:

реализация url-вложенности для раздела «Телевизоры Samsung».

  • Рекомендуется: site.ru/televizory/televizory-samsung/
  • Не рекомендуется: site.ru/index.php?=6512524=t55=?p=127

2. Поиск и устранение дублей страниц, текстов, тегов и мета-тегов

Дубль – это повторение информации в рамках вашего сайта (или других интернет-ресурсов). Вам необходимо проверить весь сайт на предмет повторяющейся информации. Несколько одинаковых страниц одного и того же наполнения не помогут, а помешают поисковому продвижению.

Содержание основных тегов и метатегов страниц (title, description, keywords, h1, h2 и других) также не должно повторяться.

Инструменты:

3. Поиск копий вашего сайта в интернете

При наличии полных дублей у сайта могут наблюдаться проблемы с индексацией и общее падение рейтинга в поисковых системах. Поэтому необходимо проверить: нет ли в индексе технических копий сайта (которые забыли удалить разработчики), не скопировал ли кто-то ваш сайт или отдельную страницу.

Инструменты:

  • проверка на плагиат системой CopyScape.

4. Анализ и корректная настройка файла robots.txt

Файл robots.txt (он же индексный файл) дает поисковым роботам указания, какие страницы вашего сайта стоит сканировать и размещать в поисковой выдаче, а какие – нет. Если robots.txt не настроен, та информация, которая должна быть скрыта от посторонних глаз (например, страница администратора), может попасть в общедоступную выдачу.

Инструменты:

Свои инструменты проверки доступны вебмастерам и в консоли «Яндекс», и в консоли «Гугл».

5. Проверка правильности кодов ответов страниц сайта

Справка: основные коды ответа:

200

Страница существует. Всё отлично.

404

Страница не существует или удалена, ее необходимо закрыть от индексации в файле robots.txt.

301, 302

Запрошенный ресурс или страница перенесена с помощью редиректа.

5XX

Сервер не в состоянии завершить обработку запроса. Проблему необходимо решать обращением к администратору хостинга. Ошибок сервера быть не должно.

6. Анализ и настройка sitemap.xml

Данный файл еще называют «картой сайта». С помощью него поисковые системы узнают о новых страницах на сайте или изменении старых, и приступают к индексации.

Инструменты:

7. Проверка страниц сайта на распределение ключевых слов, «переспам», грамматику

«Переспам» (переоптимизация сайта) – это слишком частое употребление одного слова или фразы в контенте страницы. Этого следует избегать так же, как и грамматических и орфографических ошибок в тексте.

Инструменты:

  • PixelTools (предлагает ряд бесплатных сервисов для для поисковой оптимизации, включая проверку текста на уникальность), arsenkin.ru (в разделе «Инструменты»),
  • «Яндекс.Спеллер» (для быстрой проверки грамотности текста).

8. Поиск «битых» (уже несуществующих) ссылок, картинок

Битые ссылки могут появляться по разным причинам. Например, при удалении страниц или файлов на сайте в каких-то из оставшихся разделов сайта могут остаться ссылки на удаленный документ. Кроме того, битые ссылки могут появиться при размещении ссылки на сторонний сайт, если нужная страница на нем была удалена.

Инструменты:

Для проверки работоспособности ссылок, указанных на вашем сайте, рекомендуется время от времени проводить автоматический аудит, например с помощью сервиса Netpeak Spider.

9. Установить канонические страницы

Нередко на сайтах встречаются страницы, доступные по нескольким URL. Это могут быть страницы с пагинацией (разделением на подстраницы) или разные страницы с похожим контентом (например, версии для мобильных устройств и компьютеров). В таких случаях поисковая система будет считать один URL каноническим и предпочтительным, а остальные – его копиями. В целях поисковой оптимизации следует сообщить поисковой системе, какой именно URL является каноническим. Для этого для страниц с параметрами в URL веб-мастер может создать атрибут rel=canonical с указанием предпочитаемого адреса.

Проверка — теми же средствами, что в пункте №8.

10. Анализ навигации сайта, «хлебных крошек», внутренних ссылок

Что почитать

Логичная и понятная структура навигации с четкой иерархией – фундамент seo-продвижения. Это отдельная тема для изучения, рекомендуем почитать о ней здесь и здесь.

11. Анализ индексации сайта в разбивке по поисковым системам

Сколько страниц вашего сайта видит поисковая система «Яндекс»? А сколько Google? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, проведите проверку индексирования сайта через панель «Яндекс.Вебмастера» и Google Search Console.

Рекомендация:

В идеале в «Яндексе» и Google должно быть проиндексировано примерно одинаковое количество страниц.

12. Есть ли на сайте циклические ссылки?

Циклические ссылки – это ссылки, которые ведут сами на себя, и на оптимизированном сайте их быть не должно.

Инструменты:

Сервис «СайтРепорт», включающий, помимо прочего, и проверку наличия циклических ссылок.

14. Используются ли в URL заглавные буквы?

Редирект — это автоматическая переадресация пользователя на URL, который отличается от запрошенного им изначально. Если он реализован правильно, он не мешает ни пользователю, ни поисковым системам. Неправильно выставленные редиректы мoгут вoзникнуть в пpoцecce переработки cтpуктуpы caйтa, и от ниx cтoит избaвитьcя.

Инструменты:

Проверить, есть ли переадресация на вашем сайте и нет ли в ней ошибок, можно с помощью сервиса Netpeak Spider.

14. Используются ли в URL заглавные буквы?

Что почитать

На вопрос, почему это важно, ответит эта короткая статья. А инструментом для проверки вашего сайта на ошибки может стать уже знакомый вам Netpeak Spider.

15. Убедитесь, что в верстке страниц сайта нет ошибок

Чтобы найти релевантный контент, поисковые системы должны разобрать (спарсить) HTML код на ваших страницах. Если он содержит ошибки, поисковые роботы могут не найти контента.

Инструменты:

Вам поможет сервис проверки CSS — например, бесплатное приложение, разработанное организацией W3C.

16. Внедрена ли у вас микроразметка?

Чтобы лучше разобраться в контенте сайта, поисковому алгоритму нужны подсказки. Их дает семантическая разметка, или микроразметка. Вы наверняка видели ее в поисковой выдаче: улучшает внешний вид сайта, делает сниппеты красивее, полезнее, информативнее и интереснее для интернет-пользователя.

17. Внедрена ли у вас Open Graph-разметка?

Каждому, кто делится публикациями в социальных сетях и мессенд­жерах, иногда приходилось сталкиваться с проблемой некрасивого оформления поста: подхватывается или только заголовок, или первая попавшаяся картинка со страницы. Если эта проблема актуальна и для вашего сайта, решить ее можно с помощью внедрения разметки Open Graph. Она позволяет настроить отображение анонса страницы сайта в социальной сети (в нашем случае – категорий и страниц конкретных товаров) именно так, как мы этого хотим.

18. Сайт должен быстро загружаться

Чтобы улучшить качество взаимодействия с пользователем и повысить позиции в поисковой выдаче, сайт должен загружаться менее чем за две секунды для удовлетворительного взаимодействия с пользователем – и в десктопной, и в мобильной версиях. Чем короче время загрузки, тем лучше.

Инструменты:

Начать можно с PageSpeed Insights (сервис Google, оценивающий производительность сайта).

19. Хороша ли мобильная версия сайта?

У сайта должен быть адаптивный дизайн, мобильная версия или динамическая верстка в рамках одного домена. 60% и более трафика для информационных ресурсов приходит со смартфонов. Нужно улучшать мобильную версию и пользоваться решениями поисковиков для представления информационных сайтов в мобильном поиске.

Инструменты:

20. Используется ли на сайте атрибут rel=alternate?

Эта рекомендация актуальна для сайтов с мобильной версией, расположенной на отдельном домене или поддомене.

21. Достаточно ли высока «кроссбраузерность»?

Инструменты:

Сайт должен корректно отображаться и работать в разных браузерах и на всех мобильных устройствах. Протестировать ресурс можно здесь.

22. Выдерживает ли ваш сервер нагрузку?

Нагрузка – параметр, который показывает уровень расхода ресурсов сервера при функционировании сайта. Превышение допустимой нагрузки чревато нестабильной работой ресурса, медленной загрузкой страниц и ухудшением позиций в поисковиках.

Инструменты:

Рекомендуем проверку нагрузки на сайт с помощью сервиса Load Impact.

23. Нет ли на сайте вредоносного кода и вирусов?

Инструменты:

Проверить это можно с помощью программы «AI-Bolit».

24. Сколько весят ваши документы?

Общая рекомендация: документы, представленные на сайте, должны весить не больше 10 МБ.

25. Оптимизация html-кода

Обязательно проверьте, как выглядит сайт с отключенными JavaScript скриптами.

Как это сделать?

Довольно просто: отключить JavaScript в настройках браузера и перезагрузить страницу. Для быстрого отключения JS в браузере Chrome можно использовать расширение Toogle JavaScript.

На этот раз – пока всё! В следующей публикации мы поговорим об оптимизации контента. Оказывается, и в этой области, где пиарщики и копирайтеры традиционно сильны, можно сделать много интересного и полезного для поисковой оптимизации.

Также читайте: